Аналитическая записка к проекту UTMT
По заказу «Cityinfo.kz»

Изучив процессы протекающие сегодня на рынке розничных продаж (ритейла) можно увидеть насколько быстро меняется эта среда, способы торговли, технологии, участники рынка, формы реализации и обустройства торговых комплексов и отдельных магазинов. Участникам ритейла постоянно приходится следить за переменами на рынке и своевременно реагировать на них, трансформируясь согласно пришедшим и грядущим переменам. Если данные факторы постоянных изменений в рыночной среде не учитывать и не предпринимать соответствующих, своевременных действий, то это чревато последствиями потерпеть неудачу в торговле как в бизнесе в целом.

Приведём несколько аналитических сводок из сайта Forbes.kz


В реалиях сегодняшнего дня, в высокотехнологичный, информационный век у людей наблюдается нехватка времени, что также оказывает своё непосредственное влияние на рыночную среду. Вот что по этому поводу говорит Раимбек Баталов, владелец торговой сети «Арзан» в Казахстане:

«Это требование времени: мы видим, что у людей не хватает времени на поездки в гипермаркеты. Есть определенный тренд – покупатели больше посещают магазины у дома».

Источник: forbes.kz

В этой связи на рынке продуктового ритейла происходят изменения, и к названиям многих знакомых супермаркетов добавляется слово «express», что означает новый формат магазинов, минимаркетов шаговой доступности с меньшей торговой площадью и с меньшим ассортиментом товара.

Глава Raimbek Group также рассказал о причинах, по которым некоторые супермаркеты уходят с рынка. Одна из них - специфика казахстанского рынка ритейла. Здесь речь идет о большой территории страны и маленькой плотности населения. Эти особенности, по словам Раимбека Баталова, не дают возможности международным ритейлерам использовать отработанные на других рынках бизнес-процессы, а разработать новые в крупных компаниях непросто.

Генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов говорит что:

«По данным исследований, магазины у дома имеют товарооборот до 87%, это очень перспективная ниша, поэтому ее выбор вполне оправдан».

Источник: forbes.kz

По данным компании Nielsen, в Казахстане на один гипермаркет приходится 102 магазина традиционной торговли и 20 больших и средних продуктовых магазинов. Немного для страны с населением свыше 18 млн человек. Есть потенциал для роста, но 2015-2016 годы были сложными для казахстанской розничной торговли, и покупательская способность ещё не полностью восстановилась.

Как завоевать покупателя в условиях турбулентности?

68% покупателей до сих пор живут в режиме экономии и намерены продолжать экономить, даже если ситуация улучшится. Судя по статистике Nielsen, свободные деньги (после необходимых расходов: покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг) казахстанцы готовы потратить на новую одежду и оплату кредитов и долгов.
поделилась статистикой лидер аудита розничной торговли Nielsen Казахстан Мадина Сейсенгалиева.

Почти 60% страны моложе 35 лет, говорится в исследовании Nielsen. В последующие 5-10 лет миллениалы, то есть рожденные в начале 2000-х, будут иметь самую высокую покупательскую способность. Это первое поколение, которое выросло без дефицита. Магазинам непросто бороться за их внимание.

Миллениалы ценят комфорт, скорость обслуживания, любят первыми покупать новинки, следят за скидками. Уже несколько лет важнейшим фактором при выборе магазина является цена. Впрочем, в условиях приятной атмосферы казахстанский покупатель, изначально нацеленный на экономию, способен совершать спонтанные покупки.

Пока аналитики советуют искать подход к подрастающим миллениалам, супермаркеты борются за внимание потребителя не друг с другом, а с базарами. Это особенность казахстанского рынка ритейла.

Основатель, крупнейший владелец и руководитель розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер активно развивает розничную сеть, в которой сейчас 41 магазин. Magnum недавно открыл четвертый гипермаркет в Шымкенте и шестой в Астане. Коммерческий директор компании Яков Фишман рассказал, что цены в сети в среднем ниже среднерыночных на 5% и более за счёт работы с прямыми поставщиками и высокого товарооборота. Но в век, когда торговля становится всё более технологичной, казахстанцы по старинке идут за продуктами на базар.

«Мы для себя видим драйверы роста и конкуренцию не с какой-то торговой сетью в регионе или в Казахстане. Мы видим конкуренцию со стороны базаров. Для меня главный вопрос: насколько мы дешевле базара? Насколько покупатель это понимает? Мы проводим независимые исследования. Magnum уже давно дешевле базара, но покупатель почему-то иррационально ходит на базар. Значит, есть что-то ещё?» - задался вопросом Яков Фишман.

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, на 1 января 2018 в Казахстане было зарегистрировано 782 рынка, на которых создано 194 тыс. торговых мест. С одной стороны, рынки предлагают широкий ассортимент свежих фермерских продуктов, выигрывая на фоне однообразного ассортимента супермаркетов. С другой - постоянно нарушают правила цивилизованной торговли, пояснили на форуме.

«Большая часть охлаждённой рыбы на базаре вообще не имеет никаких разрешительных документов. Не то что ветсправки, даже разрешения на вылов может не быть. Её где-то там поймали, где-то как-то перевезли, продали. Мы же не можем прийти на базар и встать рядом с табличкой: «Эта рыба выловлена незаконно», - привел пример Яков Фишман, выступая перед ритейлерами и дистрибьюторами.

Источник: forbes.kz

Ритейлерам Казахстана, судя по полкам, которые сейчас существуют в магазинах, интересны российские продукты. И не только российские, но и белорусские, и других стран. К сожалению, проникновение российского товара сюда происходит не через производителей напрямую в сети, а через дистрибьюторов, которые имеют достаточно высокую маржу, она доходит до 40% - об этом Forbes.kz рассказал основатель Retail Detail (Россия), директор по развитию созданного Международного альянса ритейлеров Сергей Леонов.

Почему рынок Казахстана не рассматривается российскими сетями? Из-за небольшой ёмкости, маленького населения?

Здесь есть несколько причин. Например, в Литве меньше людей живет, однако там есть рынок, и там есть все сети, не только литовские. В каждой стране есть свой фактор и свои причины. В Казахстане я бы видел причины в четырёх проблемах.

Источник: forbes.kz

Первая - страна большая, население для этой страны маленькое. При этом урбанистически оно сконцентрировано в нескольких городах. Из 18 млн человек три, может быть, четыре миллиона живёт в этих городах, остальные 14 млн живут в сёлах, небольших городах. Соответственно, возникает вопрос логистики.

Вторая проблема - это покупательская способность. У людей, работающих в городах, покупательская способность выше, чем у других. А это - уже другие форматы, и отсутствие хорошей логистики не даёт возможности проникать именно в большое население.

Третья проблема. Надо сказать, что в мире остаются зарегулированными ещё ряд стран, в том числе Россия и Казахстан. Соответственно, развитие свободной экономики, свободных сетей упирается в ряд законов, которые отчасти регулируют. А любое регулирование сдерживает развитие. Я не говорю, что это плохо, я говорю, что регулирование сдерживает. К сожалению, и в России, и в Казахстане это регулирование не маленькое.

И четвёртая причина - это неразвитое производство. В России почти 20 лет назад началась организация сетей. И мы все тогда столкнулись с одной проблемой: количество производителей товаров в России, которые могли поставлять какие-то приличные объёмы, в то время было - тысяча производителей на всю эту огромную страну. Сейчас ситуация поменялась, но не сильно - в нашей базе альянса российских производителей более 4 тысяч. То есть за 20 лет количество производителей выросло в 4 раза. Проблема Казахстана примерно аналогичная - количество производителей очень ограничено. И казахстанцам приходится искать новые товары в других странах, чтобы наполнить полки и сделать ассортимент для покупателей. Конкуренция среди производителей тоже должна каким-то образом мотивироваться, чтобы количество производителей было больше.

Если говорить о перспективах казахстанского рынка - вы их видите?

- У казахстанского рынка будет огромный рост. Он не будет взрывным, но в ближайшие лет десять это будут новые формы торговли, большее количество магазинов, будут появляться новые сети, может быть, будут приходить другие сети. К сожалению, для казахстанского покупателя сейчас магазинов очень мало. И цены могли бы быть более конкурентоспособными. Именно в этом направлении и будут двигаться сети - большее количество сетей, магазинов будет возникать, будет больше появляться импортного товара, если Казахстан не будет генерировать своих производителей.

В «Рамсторе» отметили, что в покупательских предпочтениях казахстанцев заметна тенденция к более частым покупкам, на которые тратится короткое время. Соответственно, снижается количество больших гипермаркетов и увеличивается число небольших супермаркетов в легкодоступных локациях. Кроме того, начиная с 2015 неуклонно снижается средний чек - в компании считают, что причина - не только в экономической ситуации, но и и в частоте совершения покупок. Напомним, в июне 2017 сеть "Рамстор"- открыла первый супермаркет формата "экспресс".

Источник: forbes.kz


Итак, сделав краткий обзор вышеизложенных новостных и аналитических сводок из интервью с владельцами торговых сетей, с сайта Forbes.kz, можно выделить основные факторы влияния на сегодняшний рынок ритейла.

  1. Нехватка времени. Людям не хватает времени чтобы ехать за покупками в гипермаркет и они отдают предпочтение магазинам шаговой доступности, магазинам у дома, а также ищут новые способы совершения покупок, например онлайн.
  2. Большая территория страны при малой плотности населения. Плохая окупаемость при создании новых магазинов. Отсутствие хорошей логистики, требующей налаживания и совершенства.
  3. Потребительский менталитет нового поколения- миллениалов. Повышенное требование к комфорту, скорости обслуживания, системе скидок, акциям, низким ценам, и качеству товара.
  4. Низкая покупательская способность в Казахстане. Низкий уровень доходов у большинства населения. 68% покупателей живут в режиме экономии. Снижение показателя среднего чека покупки.
  5. Неэффективные способы информирования населения. Неэффективные и устаревшие способы информирования населения о сниженных ценах и проводимых акциях. Пример: покупатели отдают предпочтение базарам, при том что в соседнем супермаркете цены ниже рыночных на 5%. И этот факт также говорит о низком доверии к ценовой политики гипер и супермаркетов, заведомо ожидая в них высокие цены на товар относительно рыночных.
  6. Импортный товар поставляется через дистрибьюторов а не напрямую от производителей. Высокая маржа у дистрибьюторов импортного (российского) товара, которая доходит до 40%. От этого складывается высокая цена на товар.
  7. Неразвитое производство. В этой связи приходится компенсировать недостающий товар посредством импорта, что напрямую сказывается на ценообразовании в сторону повышения.

Таким образом, перед нами встаёт задача в комплексном решении озвученных проблем в целом, то есть,- решение должно быть комплексным и эффективным и в данном случае не обойтись без современных IT-технологий, это также понимают на высшем уровне, в результате чего мы имеем перспективную программу «Цифровой Казахстан».

Решение. Необходимо объединить интересы поставщиков, производителей, магазинов и покупателей в единой информационной системе, оптимизировать процессы доставки товаров до торговых точек, цифровизировать ассортимент в магазинах и торговых точках, дать возможность производителям и поставщикам проводить более глубокие акции и специальные предложения, а покупателям в режиме online предоставить доступ к подобной системе.

Решение, которое мы предлагаем. Создание единой торговой онлайн-площадки для оптовых и розничных продаж, имеющая в своей активной базе весь перечень товаров и услуг, с рабочими кабинетами для производителей, поставщиков, магазинов, и различных групп интересантов.

Создание веб-сервиса, где магазины и поставщики смогут информировать население о действующих акциях и специальных предложениях.

Для покупателей - веб-сайты и мобильное приложение, подключенное к этой единой информационной базе. Где покупатели смогут отслеживать специальные предложения и иметь возможность заказать любой товар не выходя из дома, в любом магазине участвующем в проекте. Данный сервис решит весь комплекс вышеперечисленных проблем, и имеет возможность постоянно модифицироваться посредством различных расширений согласно современным вызовам времени.

Ожидаемый результат. Реализация программы «Цифровой Казахстан». Оптимизация всех процессов в торговой сфере. Вовлечение всех участников рынка от производителя до конечного покупателя. Цифровая грамотность населения. Мгновенное информирование о проводимых акциях, скидках, о появлении новинок и пр., что вызовет доверительное отношение и тотальный интерес у покупателей.

Вопрос нехватки времени будет решен автоматически, покупку можно будет совершить не выходя из дома посредством мобильного приложения или соответствующего онлайн-сервиса на компьютере.

Весь ассортимент товара имеющийся на складах будет представлен полностью, нет ограничений в торговых площадях, что прямо пропорционально вызовет увеличение продаж. У покупателей появится возможность дистанционного приобретения товара с доставкой на дом или в ближайшую к нему торговую точку.

Цены на товар будут снижены за счет оптимизации затратной части торговых организаций, покупательская способность граждан повысится, что в свою очередь увеличит общий объем розничной торговли.

Предлагаемый сервис и настройки удовлетворят своих пользователей всем спектром услуг, которые они хотели бы видеть, посредством различных расширений.

Неорганизованные базары и спонтанные рынки свернутся или преобразуются под новую среду высоких технологий. Производители и поставщики смогут отследить в какие торговые точки и в каком количестве были поставлены и проданы отдельные товарные позиции, будут иметь всю интересующую их статистику.

Будут созданы накопительные склады, распределительные центры, подключенные к единой информационной базе данных что повлечет за собой к сокращению числа дистрибьюторов и через это к снижению цены на товары.

Производители отечественных и импортных товаров будут работать напрямую с этими складами новой формации. У производителей появится возможность к фиксированию цены на товар в магазинах не подотчетных ему, что сейчас кажется невозможным для них.

Данный сервис будет постоянно расширяться и модифицироваться учитывая потребности всех пользователей.

Исполнитель:
Быков Николай Анатольевич
+77779890086,
ТОО «Актас» aktas.kz@gmail.com